детская, взрослая школа спортивного боулинга
Телефон: 8-916-697-3293

Два пути к совершенству

Obrazets Dokument Akt Protokol Blank Spravka Polojenie Dogovor Soglashenie Prikaz Postanovlenie Pismo Zayavlenie Isk Pretenziya Otzyv Jaloba

Случилось так, что целую неделю мне удалось провести в International Training and Research Center USBC, Арлингтон, TX, общаясь с коллегами в рамках World Bowling Coach Conference. В конференции приняло участие 90 тренеров из более чем 20 стран мира, были подняты самые различные аспекты игры в боулинг, но об этом позже.

Сейчас хочу поделиться опытом, приобретенным в общении с коллегами — учителями, представляющими американскую школу боулинга. Большое спасибо Rod Ross, Stephen Padilla, Mike Dias и другим за их время, терпение и знания.

Подход к тренировочному процессу и идеология достижения успеха в американской и европейской системах обучения, как оказалось, имеют достаточно большое количество отличий.

Возьмем для примера тайминг.

В европейской школе четко определены критерии оптимального тайминга. Есть три ключевые и две проверочные точки для определения его корректности. Дается набор необходимых инструментов — упражнений для построения и закрепления игроком идеальной модели. Описывается его биомеханическая оправданность. По сути, тренер должен следовать четкой схеме, результат которой — тайминг, в котором играют 70% успешных топовых игроков мировой элиты.

В американской школе тоже есть идеальная модель. Эта модель — успех. А дальше работает следующее правило: “The rule is… there are no rules.” Fred Borden. Нет, естественно, описывается оптимальная с точки зрения биомеханики модель тайминга, даются контрольные точки и способы воздействия. Но если игрок успешен, то его модель тайминга для него оптимальна! Вы, как тренер, можете и должны улучшать его игру, но не перестраивая на «единый идеал», а найти именно то уникальное, подходящее для него изменение, которое позволит ему прогрессировать. В результате — 70% успешных американских топовых игроков очень близки к современной оптимальной модели тайминга (как американской, так и европейской), а 30% имеют достаточно радикальные отличия, но, по-прежнему, успешны.

Какой подход оптимален? И тот и другой имеют свои плюсы и минусы.

Для начинающего тренера материалы европейской школы бесценны. Избежать серьезных ошибок, начать приобретать необходимый опыт и помочь большинству учеников Вы сможете, без сомнения. Готовы ли будут все тренирующиеся у Вас освоить необходимые навыки? Не уверен. На начальном уровне подготовки многие игроки могут не иметь ни координационных, ни функциональных возможностей для соответствия «идеальной схеме». Более того, многие начинающие вообще не хотят ей соответствовать. Их желание — просто получать удовольствие от Игры.

Для продвинутого тренера, работающего со сложившимися игроками, переход к «идеальной схеме» в случае с игроком, техника которого сформировалась вне рамок данной концепции, процесс «перестройки» может стать долгим, болезненным и не всегда закончится успешно.

Американская концепция взаимодействия с игроком, требует от тренера не только знаний об оптимальной модели, но и понимания всех закономерностей и причинно-следственных связей, возникающих во время такого сложно координированного действия, как бросок в боулинге. С одной стороны, тренер получает большую свободу действий, но его ответственность за принятое решение возрастает кратно. Эффективно использовать эту свободу возможно только при наличии гигантской базы данных и хороших аналитических способностях.

Одним из побочных продуктов такого подхода может стать возникновение новых элементов техники игры в боулинг. Например, по словам Juha Maja, современная модель релиза формировалась в Финляндии вопреки рекомендациям тренеров, настаивающих на классическом исполнении.

Продолжение следует…